поддержать
/ Как встать у истоков научного открытия, не будучи ученым

07 августа 2023

Как встать у истоков научного открытия, не будучи ученым

Е. В. Гнедовская, доктор медицинских наук, соучредитель фонда – о том, как меценаты помогают развивать отечественную науку


Медицинская наука – это особая сфера деятельности человека. Одна из ее особенностей заключается в том, что ни одно научное исследование не приносит быстрых результатов. От момента, когда ученые сформулировали предположение, как можно вылечить болезнь, до появления конкретного препарата могут пройти годы. Процесс разработки лекарства или метода лечения — это череда больших и маленьких научных открытий. И для того, чтобы эти открытия совершились, команде разработчиков необходима поддержка: не только от государства, но и от тех людей, которых называют меценатами.

2.webp


Во все времена меценаты помогали науке развиваться и двигаться вперед. Сами не будучи учеными, эти люди фактически вставали у истоков научных открытий. Их финансовая поддержка и содействие требовались ученым на самых разных этапах научных исследований. Меценаты помогали приобретать для исследований необходимое оборудование и расходные материалы, оплачивали работу сотрудников и аренду помещений, доставали редкие реагенты или необходимые детали для аппаратуры. Вклад меценатов в науку действительно огромен.


Медицинскую науку условно можно разделить на клиническую, которая изучает методы лечения и профилактики болезней и имеет дело непосредственно с пациентами, и фундаментальную – путем лабораторных экспериментов на культурах клеток, у животных или с помощью компьютерных моделей она пытается понять, как устроен мир, изучает живую материю, ее строение и функции, а также ищет ответы на вопрос, что происходит, если нормальная работа организма нарушается. Благодаря взаимодействию клинических и фундаментальных исследователей как раз и происходят важные научные открытия. Но какие бы цели ни ставили перед собой ученые, в своей работе они всегда движутся поэтапно, и на каждом этапе меценаты могут внести свой вклад в то или иное исследование.


Поиск и накопление новых знаний – это первый этап научного процесса, часто долгий и невидимый. Но поддерживать науку на этом этапе очень важно, потому что в противном случае никакого движения вперед не будет. Сколько тысяч угольных нитей сжег Томас Эдисон, прежде чем изобрел лампочку накаливания? Сколько сотен часов ученые должны провести в лаборатории, сколько реагентов потратить, прежде чем удастся синтезирует именно ту молекулу, которая поможет сделать лекарство «работающим»? Все это требует финансовых вложений, и поддержка меценатов поможет ускорить те или иные процессы исследования или сделать их более эффективными. К примеру, она позволит привлечь к работе больше специалистов или приобрести необходимые приборы, реактивы, материалы. От артериальной гипертензии (повышенного артериального давления) страдают миллионы людей. Помимо неблагоприятного влияния на сердце, сосуды, почки, глаза и другие органы, это заболевание оказывает негативный эффект на головной мозг. Для того, чтобы эффективно выявлять связанные с артериальной гипертензией нарушения на ранней стадии и предотвращать их, ученым необходимо было понять, какие именно изменения происходят в мозге. Клиницисты из Научного центра неврологии, ведущего научно-исследовательского и лечебно-диагностического центра нашей страны, предположили, что дело в изменении синтеза определенных белков. Это предположение необходимо было проверить. Для этого требовалось провести исследование на специальной линии лабораторных крыс. Такие животные стоят дорого, в рамках государственного финансирования средств недостаточно. Помощь меценатов позволила приобрести дополнительную партию животных в достаточно короткие сроки и продолжить исследование. В современных реалиях такие вложения в науку очень важны, т.к. расходные материалы для проведения исследований с каждым годом становятся все дороже.

>

Одна из задач Фонда — привлечение ресурсов для развития науки. Но меценатам очень важно понимать, кто именно выполняет исследование: каково качество научной экспертизы, репутация конкретного ученого и научной школы, которую он представляет. Именно поэтому стратегическим партнером фонда является ФГБНУ «Научный центр неврологии» — ведущее исследовательское учреждение в сфере неврологических наук в России. Это институт с 80-летней историей, где ставятся глобальные задачи, а все исследования основаны на фундаментальном подходе. При этом здесь имеется обширная база для применения научного подхода в клинике. Сюда приезжают пациенты со всей страны с самыми сложными случаями. Специалисты Научного центра неврологии стремятся продолжать путь достижений, открытий и глобального подхода к любому вопросу с применением новейших технологий.


В партнерстве фонд «ФРОНТМЕД» и Научный центр неврологии реализуют самые разные проекты. Одни из них направлены на изучение природы наиболее тяжелых неврологических заболеваний и усовершенствование методов их диагностики, другие – на создание новых методов лечения, в т.ч. на разработку специальных устройств. В последнем случае, если метод оказывается перспективным, его берут на вооружение многие лаборатории и компании. Они продолжают разработки, двигая вперед науку и клиническую практику. Но до того, как метод пройдет государственную регистрацию или начнется промышленное производство препарата, их безопасность и эффективность нужно доказать в строго контролируемых исследованиях. Это – обязательный этап разработок в медицине, включающий проведение исследований сначала у здоровых добровольцев, а затем – у пациентов. Как раз он сопряжен с особыми сложностями и затратами, и на этом этапе участие меценатов особенно необходимо. Например, одно из направлений работы фонда «ФРОНТМЕД» — разработка новых подходов и приборов для реабилитации пациентов с неврологическими заболеваниями, такими как инсульт или рассеянный склероз. Ученые знают, что, благодаря современному оборудованию, можно точечно стимулировать конкретную зону мозга, с точностью до нескольких миллиметров, и тем самым лечить некоторые заболевания. Мы разрабатываем методику стимуляции, которая поможет уменьшить спастичность, т.е. чрезмерно сильное напряжение мышц пострадавших конечностей, у пациентов после инсульта, тем самым делая их реабилитацию более эффективной. Но для этого необходимо провести большое количество исследований метода на разных группах пациентов. В этом может помочь поддержка меценатов, благодаря которым, к примеру, можно будет одновременно проводить исследования у большего количества испытуемых, тем самым приблизив начало применения метода уже не в эксперименте, а в обычных больницах.


Вложение средств в научные исследования — это, безусловно, вложение в будущее. Это само по себе благородное дело. Но меценат должен осознавать, что здесь всегда есть риск встретить за поворотом… «динозавра»! Нечто неожиданное, совсем не то, что ты искал. Иногда это ведет к прогрессу. Но бывает, что та или иная разработка заходит в тупик, идея не подтверждается или оказывается ложной. От этого никто не застрахован. Поэтому меценат, наряду с учеными, должен обладать смелостью, и верой в экспертизу ученых и в то, что системная поддержка научных исследований, рано или поздно, принесет свои плоды.