поддержать
/ Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!

23 августа 2023

Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!

Во все времена и во всех странах влиятельные люди поддерживали науку, двигая ее вперед. Их имена можно смело ставить рядом с именами великих ученых. Именно меценатство ответственно за многие прорывы, которые являются достижениями мировой науки. Давайте вспомним самых известных меценатов в истории. 


Само слово «меценат» произошло от имени Гая Цильния Мецената, который в Древнем Риме был покровителем художников и творцов. Важно, что меценат – это не филантроп (слово «филантропия» можно перевести как «человеколюбие»). Он ставит во главу угла не самого человека, а развитие и поддержку его таланта, продвижение его творчества или научной деятельности. Гай Цильний Меценат, правда, поддерживал только людей творческих, в том числе Вергилия и Горация, оставив в стороне людей науки. 

5.jpg

Исправили это главные патроны эпохи возрождения – Медичи, и в первую очередь Лоренцо Медичи Великолепный. Этот великий деятель своей эпохи поднял меценатство в XV веке на немыслимую высоту. «Он делал своим домочадцем всякого, в ком распознавал природные дарования или художественные таланты, милостиво обходился с такими людьми, лелеял их и никогда не покидал». Лоренцо организовал школу для молодых художников и ваятелей, оплачивал перевод рукописей древних мудрецов, поэм Гомера, Овидия, Вергилия; создал первую в Европе публичную библиотеку, приобретая для нее греческие и латинские манускрипты, восточные свитки и книги. Именно Лоренцо заложил традицию поддержки науки и искусства, которая передалась по наследству его потомкам. Семейство Медичи профинансировало строительство Академии делла Круска и музея Уффици, патронировало Галилея, Верроккьо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Бенвенуто Челлини, Рафаэля, Тициана, Джорджо Вазари и других деятелей Возрождения.


6.jpg



В Англии большой вклад в развитие научного меценатства внесло семейство Бойлей. Этот аристократический род обладал большим капиталом, а в XVII веке его выходец Роберт Бойль был еще и известным химиком. В Оксфорде Роберт Бойль на свои деньги построил научную лабораторию, которая стала одной из лучших в Европе. Всю жизнь он занимался здесь экспериментами, положившими начало химии как отдельной науке, а также ее ответвлению — аналитической химии. Опыты Бойля дали миру знания о составе минеральных вод и открыли такие вещества, как черные чернила, белый фосфор, фосфорная кислота, газ фосфин, различные соли. Ученые изобрел лабораторные весы и индикаторную бумагу. Большую часть своего капитала естествоиспытатель завещал на развитие английской науки. Потомки рода Бойлей продолжали деятельность Роберта и также были известными научными меценатами.


В США в конце XIX – начале XX века кипела научная жизнь и зарождались организации для поддержки науки. Но в то время доминировал филантропический подход: деньги богатых в основном уходили на помощь бедствующим. Вмешался в этот процесс сталепромышленник, мультимиллионер Эндрю Карнеги. Он начал открыто говорить о неэффективности традиционной формы благотворительности. «Для того, чтобы использовать богатство для истинной пользы общества, нужны способности, не уступающие тем, которые понадобились для его накопления», – заявлял он. По мнению Карнеги, новая модель филантропии должна была основываться на помощи тем гражданам, которые стремятся помочь себе сами. «Ни отдельная личность, ни все человечество, – говорил бизнесмен, – не становятся лучше от подаяний. Достойные помощи, за редким исключением, ее не требуют».


Сам Карнеги занимался созданием сети бесплатных публичных библиотек и школ. В 1902 г. он пожертвовал 10 млн долларов на создание Института Карнеги (Carnegie Institution of Washington) для поддержки исследований и открытий. В 1911 г. Карнеги основал один из первых в Америке благотворительных фондов — Фонд Карнеги. 


В тот же период научным меценатством заинтересовался не менее известный на тот момент Джон Рокфеллер, основатель и глава нефтяной корпорации «Стандарт Ойл» и самый богатый американец тех времен. Он также придерживался принципа эффективности пожертвований, выбирая для финансирования те сферы, которые наиболее полезны для общества. Основными объектами его инициатив стали медицина и образование. Одной из первых инициатив Рокфеллера было вложение 600 тысяч долларов в создание и развитие Чикагского университета.


И Карнеги, и Рокфеллер в самом начале XX века начали распоряжаться своими доходами для улучшения жизни общества в целом. До этого они открывали библиотеки и университеты, но со временем им «стало ясно, что правильнее было бы не распылять средства по отдельным программам и не множить специализированные фонды, а создавать большие фонды с единым менеджментом. В 1913 году Рокфеллер объединил всю благотворительную деятельность в «Фонд Рокфеллера», который до сих пор существует. Всего «Фонд Рокфеллера» взрастил более 60 нобелевских лауреатов. Вот лишь некоторые из их открытий: открытие групп крови человека, витамина С и витамина К; исследования полиомиелита; доказательства того, что вирусы могут вызывать рак; объяснение работы глаза; понимание генетической структуры вирусов; открытия в области структуры РНК, которые проложили путь к биотехнологической революции. «Фонд Рокфеллера» даже сумел договориться с властями СССР, так что некоторые советские ученые получили стипендии и смогли переехать для продолжения исследований в США.  


7.png


Считается, что в России научное меценатство начинается с деятельности Петра I, основавшего в 1725 г. Академию наук. Одним из первых проектов, который Петр I поддержал лично, стала Камчатская экспедиция - событие научно-географического и, одновременно, военного значения. Возглавил экспедицию Витус Беринг.


Тем не менее научное меценатство в России в течение 200 лет после основания Академии наук не имело четких юридических границ и было исключительно актом доброй воли монархов и богатейших дворян, а затем купцов. Изменил это вологодский купец I гильдии Христофор Семенович Леденцов, основавший в 1909 году «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». Девизом Общества стали слова, позже запечатленные на обелиске над могилой Леденцова: «Наука — Труд — Любовь — Довольство. Наука — средство, ведущее к возможному благу человечества. При наименьшем капитале принести возможно большую пользу большинству». На средства Общества были построены и оборудованы лаборатория физиолога И. П. Павлова в Санкт-Петербурге, аэродинамическая лаборатория изобретателя Н. Е. Жуковского при Московском университете и лаборатория для испытания гребных винтов и моделей при Императорском Московском техническом училище. Изданы научные труды великого химика Д. И. Менделеева. Изобретен активированный уголь и первый эффективный противогаз. И это лишь малая часть профинансированных обществом проектов. Как формировалась материальная база Общества? Люди оставляли ему свой капитал по завещанию, в том числе так поступил сам основатель Общества Х. С. Леденцов. В счет общества поступали пособия и пожертвования от разных учреждений и лиц, они могли быть и общими, и адресными. 


Чем уникально Общество Леденцова? Оно предвосхитило время и фактически создало систему стартапов, не просто финансируя перспективные разработки, но и доводя их до производства. Замечательным было и то, что члены Общества в формате экспертной комиссии проводили экспертизу, отбирая самые лучшие «стартапы» – идеи, которые сейчас принято называть «инновационными». Отзывы этой комиссии ценились настолько высоко, что ученые обращались сюда за консультацией и оценкой своих идей. Общество помогало открытию самородков, ведь во главу угла ставилась сама идея, а не социальный статус ее автора.

8.jpg

Общество Леденцова функционировало как полноценное научное сообщество, основанное на системной работе. Оно участвовало в организации выставок, музеев, выдавало медали и почетные премии, имело свой журнал, рекламу, отчитывалось о разработках и финансовой деятельности. К сожалению, с приходом к власти большевиков Общество Леденцова распалось. Любопытно отметить, что цель и задачи Общества Леденцова во многом схожи с теми, что указаны в уставе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда (РНФ) — современных организаций, деятельность которых направлена на финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности. Так, Общество Леденцова во многом обогнало время и зародило основы системного меценатства в России.


Традиции научного меценатства продолжаются и в наше время. Лидеры в сфере научного меценатства – американские предприниматели и благотворители. У всех на слуху названия фондов Джоржа Сороса, Теда Тернера, Билла Гейтса, Уорена Баффета. Значение этих фондов очень велико. Все они вкладывают огромные средства в науку. Так, основатель Microsoft Билл Гейтс инвестировал 35 млн долларов в стартап ResearchGate – социальную платформу для совместной работы над научными исследованиями. Платформа представляет собой своего рода «свободную площадку для ученых», позволяя исследователям открывать свои наработки для широкой публики и формировать вокруг них сообщество для дальнейших исследований по той или иной теме. 


Небезызвестным меценатом науки является и Илон Маск, инвестирующий средства в такие проекты, как Space X, Open AI, Tesla, Neuralink. В каждом из этих проектов трудятся сотни ученых и инженеров, постоянно улучшая имеющиеся технологии и производя новые.


9.jpg


Как меценаты прямо сейчас влияют на развитие неврологии? Большинство меценатов в области неврологии финансируют исследования, направленные на поиск новых методов лечения и диагностики неврологических заболеваний. Одним из таких меценатов является Майкл Дж. Фокс – известный актер, страдающий болезнью Паркинсона. Его фонд финансирует исследования в области болезни Паркинсона, Альцгеймера и других неврологических заболеваний. Он также финансирует образовательные программы и стипендии для студентов, которые занимаются неврологией и связанными с ней областями.


Другим известным меценатом в области неврологии является Марк Цукерберг. Он вложил миллионы долларов в проект "Chan Zuckerberg Initiative", который занимается разработкой новых методов лечения неврологических заболеваний. Цукерберг финансирует проект "Neurohub", цель которого – создание новых технологий для лечения неврологических болезней.


В ноябре 2017 года Билл Гейтс выделил 50 млн долларов на исследования болезни Альцгеймера. Также вместе с группой инвесторов он вложил 30 млн долларов в Diagnostic Accelerator – фонд «венчурной благотворительности» для ранней диагностики болезни Альцгеймера.


В последнее время многие крупные фармацевтические компании стали увеличивать свои инвестиции в исследования в области неврологии. Например, компания Biogen вложила миллиарды долларов в исследования нейродегенеративных заболеваний.


История доказывает: во все времена появление большого мецената вело к последующему росту исследований и процветанию научных знаний. Высокоорганизованные фонды и организации с начала XX века идут бок о бок с наукой, порождая новых гениев и нобелевских лауреатов. Особенно поддержка меценатов важна для стартапов и молодых компаний, которым очень трудно получить государственные инвестиции. Научные меценаты – настоящие двигатели прогресса, ведь благодаря их вкладу наука развивается и не останавливает своего движения вперед.