18 декабря 2023
Болезнь Альцгеймера – наиболее распространенное нейродегенеративное заболевание, поражающее преимущественно пожилых людей и являющееся основной причиной деменции в мире. Заболевание было впервые описано в 1906 году немецким психиатром Алоисом Альцгеймером, однако до сих пор причины болезни остаются до конца неустановленными.
Но так ли она распространена на самом деле? Давайте разберемся. На данный момент, согласно статистике ВОЗ, число людей с установленной деменцией составляет более 47 млн человек в мире. Большая часть из них – это люди с болезнью Альцгеймера. Считается, что это число неуклонно растет и к 2050 году увеличится до 130 млн, что связано с увеличением продолжительности жизни, улучшением методов диагностики, а также с ростом населения земли. Кроме того, установлено, что нейродегенеративными заболеваниями будет болеть каждый третий человек планеты после достижения 82 лет. В России на данный момент уже отмечается более 1 млн заболевших, и это число продолжает расти.
Это означает, что каждый в определенный момент времени может столкнуться с болезнью Альцгеймера. Но стоит ли ее опасаться? Болезнь Альцгеймера – заболевание с неуклонным прогрессированием, и если она развивается у человека, то остановить ее уже невозможно (о перспективах лечения мы поговорим далее). Болезнь медленно разрушает память и навыки мышления и, в конечном итоге, способность выполнять простые задачи, что ведет к инвалидизации и необходимости дополнительного ухода за заболевшим. В головном мозге происходит необратимое повреждение нервных клеток, особенно зон, отвечающих за кратковременную память (гиппокамп). Кроме повреждения клеток, происходит и накопление патологических белков, таких как бета-амилоид и тау-протеин. Интересно, что их можно обнаружить в спинномозговой жидкости человека, что позволяет использовать их в диагностике заболевания. Именно выявление этих маркеров в настоящий момент является одним из важнейших методов лабораторного подтверждения болезни Альцгеймера. В России это исследование внедрено в практику в ФГБНУ «Научный центр неврологии» и не является рутинным методом диагностики, но уже сейчас его можно использовать для раннего выявления заболевания еще до появления симптомов.
Важным моментом является и то, что в 2021 году эти биомаркеры вошли в международные критерии IWG, которые учитывают в совокупности: клинические проявления, наличие белков в спинномозговой жидкости и данные ПЭТ-КТ (по результатам которого также можно обнаружить бляшки в головном мозге). Эти критерии являются важным достижением в определении досимптомной фазы болезни Альцгеймера.
Но медицина требует простоты и удобства. Уже сейчас методы диагностики становятся более доступными. Перспективным направлением считается поиск биомаркеров в плазме крови, что является более дешевым и простым способом, ведь для забора биоматериала не требуется проведение пункции, а только взятие крови из вены. Если перспектива окажется удачной, то исследование на раннее выявление болезни Альцгеймера можно будет перевести в рутинную практику.
Одним из пионеров в этом направлении является институт неврологии и физиологии Гетеборгского университета в Швеции. Именно там были проведены одни из первых исследований, доказывающих возможность обнаружения фосфорилированного тау 181 в плазме крови, что открывает дорогу к использованию крови в ранней диагностике болезни Альцгеймера. Кроме того, западными учеными проводятся исследования и других биомаркеров крови, но путь предстоит еще непростой.
В настоящее время плазму крови уже используют, но не для поиска белков, характерных для болезни, а для определения генетической предрасположенности к заболеванию. Уже выявлены гены, обнаружение которых повышает вероятность развития болезни Альцгеймера. Первый из них был выявлен еще в 1993 году, ген APOE e4, который является фактором высокого риска заболевания (вероятность развития заболевания увеличивается в 7–10 раз). Выявленные позднее гены PSEN 1, PSEN 2, APP – также являются одними из важных предикторов развития болезни Альцгеймера, кроме того, они являются факторами абсолютного риска (вероятность болезни почти 100%). Они также могут приводить к проявлению заболевания в более молодом возрасте (в среднем в 43 года). Панель на эти гены уже сейчас можно сдать в одной из множества медицинских лабораторий нашей страны.
Но наибольший интерес представляет вопрос, а существуют ли в настоящее время эффективные методы лечения? Несмотря на значительные успехи в области диагностики, исследования методов лечения болезни Альцгеймера за последние 20 лет привели к ряду неудач. Еще в 2003 году был зарегистрирован препарат – антагонист NMDA-глутаматных рецепторов. Спустя некоторое время к терапии стали добавлять и ингибиторы ацетилхолинэстеразы, однако клиническая эффективность препаратов оказалась минимальной, настолько, что в мае 2018 года во Франции прекратили их использование в рамках государственной медицинской страховки из-за низкой эффективности и побочных эффектов.
С неудачей столкнулся и нашумевший в 2021 году препарат компании Biogen Inc.. В 2021 году FDA приняли решение ускорить его регистрацию и одобрили проведение клинических испытаний IV фазы под названием ENVISION, которую планируют завершить в 2026 году. Однако уже были обнаружены серьезные побочные явления, включая возможность развития отека мозга и кровоизлияний. Кроме того, препарат не проявил высокой клинической эффективности, хоть и по результатам ПЭТ-КТ уменьшал число бляшек, а по когнитивным тестам снижал выраженность нарушений мышления в долгосрочной перспективе. В 2022 году компания Biogen Inc. отозвала заявку на получение регистрационного удостоверения в Европейском агентстве по лекарственным средствам. Препарат остается доступным в США только для пациентов, которые могут оплатить его самостоятельно, а его цена составляет более 28 000 долларов.
Тем временем общими силами идет поиск эффективного препарата, воздействующего на амилоидные бляшки. Помимо Biogen Inc. успешными в этом являются компании Eli Lilly & Co. и Eisai Co..
Потенциал молекул еще изучается, но препараты уже продемонстрировали влияние на клинические конечные точки (т. е. замедление снижения когнитивных функций). Эти молекулы являются антиамилойдными и характеризуются значительным удалением церебральных отложений бета-амилоида, что можно отслеживать с помощью ПЭТ-КТ.
В январе 2023 года опубликованные результаты показали, что один из препаратов замедлил скорость снижения когнитивных способностей через 18 месяцев по сравнению с плацебо. Он был одобрен FDA в рамках программы ускоренного одобрения и получил полное согласие на использование в июле 2023 года. Стоимость его составляет 26 500 долларов, и он даже был включен в страховку США. Однако у препарата есть недостатки и схожие побочные действия, хотя в меньшей степени по сравнению с другими.
Терапия, нацеленная на тау-белок, менее продвинута и еще не доказана, но уже проводятся исследования. Из новых интересных препаратов, находящихся в клинических испытаниях, следует выделить препарат компании Eli Lilly & Co. Этот препарат направлен на тау-белок, и есть предположения, что он может усилить эффект, что уже оценивается в клинических испытаниях. Исследование планируют завершить в 2027 году.
На 1 января 2023 года, по данным ClinicalTrials.gov, в клинических испытаниях зарегистрирован 141 препарат, 36 из них находятся в III фазе.
Наука вокруг болезни Альцгеймера постоянно развивается и маленькими шагами идет к победе над этим коварным заболеванием, актуальность которого с каждым годом нашей жизни и жизни цивилизации будет увеличиваться. Это уже замечают наиболее влиятельные люди мира. В ноябре 2017 года Билл Гейтс выделил 50 миллионов долларов на исследования болезни, количество фондов, занимающихся исследованием этого заболевания, также увеличивается ежегодно. Остается ждать и следить за результатами исследований, которые изменят мир.
«ФРОНТМЕД» занимается финансированием исследований, направленных на более точную и раннюю диагностику болезни Альцгеймера. В портфеле фонда 4 исследовательских проекта по этому заболеванию. Подробности можно найти здесь.